Посольство Российской Федерации в Нидерландах
Тел.: +31(0)70 346 8888
Факс: +31(0)70 361 7960
/

Информация для российских граждан

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации на базе Справочно-информационного бюро Консульского Департамента создан Центр телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления МИД России государственных услуг. Рабочие часы: понедельник-четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45 (кроме праздничных дней), обеденный перерыв с 12:15 до 13:00; телефон +7-499-244-41-78, адрес электронной почты: callcentermid@dks.ru.

Об оказании ритуальных услуг в Нидерландах

 В Нидерландах работает ряд похоронных агентств, оказывающих ритуальные услуги на коммерческой основе. При этом компаний, непосредственно осуществляющих репатриацию тел (останков, праха) в Россию, всего несколько. Другие, более мелкие агентства, как правило, пользуются их услугами (что, в свою очередь, увеличивает размер суммы в итоговом счете). Наиболее крупными компаниями являются:       

- «Airport Mortuary Services International b.v.» (круглосуточный телефон +31 (0)20 331 77 65)       

- «Ouwerkerk International»  (круглосуточный телефон +31 (0)30 293 33 75)       

Большинство похоронных агентств оказывают широкий спектр услуг (подбор и приобретение места на кладбище, гроба, памятника, организация похорон, предоставление транспорта, оформление документов и т.д.).         

В соответствии с законодательством Нидерландов, захоронение или кремация тела производится по общему правилу через семь дней (точнее – по прошествии пяти суток и 36 часов) после смерти. Этот срок может быть продлен максимум до 10 дней. В особых случаях (насильственная смерть, необходимость проведения вскрытия и медэкспертизы, расследования и др.) захоронение или кремация производятся после получения разрешения правоохранительных органов. По общему правилу, тело хоронят без кремации. Кремирование производится в случае пожелания родственников и прочих обстоятельств.           

Для вывоза тела (праха) умершего требуются следующие документы:

- медицинское заключение о смерти (medical statement of death или medical certificate), которое выдается медицинским учреждением, констатировавшим смерть; 

- свидетельство о смерти (act of death), выдается мэрией;  

- разрешение на вывоз тела (проездной документ, laissez-passer), выдается мэрией;

- справка об отсутствии посторонних вложений (security declaration), выдается похоронным агентством;

- справка о бальзамировании (embalming certificate), выдается похоронным агентством (мусульман по общему правилу не бальзамируют).

Некоторые агентства выдают единую справку: о бальзамировании и отсутствии посторонних вложений.

На все упомянутые документы в голландском окружном суде (Rechtbank) должен быть проставлен штамп «апостиль», сделан полный перевод документа с апостилем на русский язык, перевод должен быть нотариально заверен российским консульским учреждением.

Большинство агентств полностью берут на себя оформление всех необходимых документов.

В случае необходимости репатриации тела родственникам погибшего необходимо связаться с похоронным агентством и предоставить информацию об обстоятельствах смерти (время и место смерти, ФИО, дата и место рождения умершего, адрес проживания в Нидерландах, адрес медучреждения, где находится тело, пункт назначения, контактные данные встречающего лица).

Средняя стоимость репатриации тела весом 70-80 кг., включая оформление всех необходимых документов (с проставлением апостиля и переводом), бальзамирование, стоимость гроба и транспортировку воздушным транспортом до Москвы составляет от 3,5 тыс. до 5 тыс. евро. В случае кремации тела и перевозки останков стоимость ниже (около 3-4 тыс. евро). При обращении в мелкие похоронные агентства, которые самостоятельно не организуют перевозку тела, а привлекают для этого более крупные компании, стоимость может достигать 8-10 тыс. евро.        

Перевозка тела авто- и железнодорожным транспортом возможна, однако ее стоимость будет значительно выше.  

Расходы на захоронение умершего на территории Нидерландов сопоставимы со стоимостью репатриации и составляют 3-5 тыс. евро, при этом место на кладбище берется в аренду (минимальный срок – 10 лет).

В случае невостребованности тела или отсутствия у родственников умершего финансовых средств для организации погребения, расходы по захоронению берет на себя голландское государство. При этом пожелания родственников (выбор места, время захоронения и т.д.) не учитываются.

Вскрытие тел умерших в Нидерландах производится по решению правоохранительных органов при наличии веских оснований полагать, что смерть была насильственной.  

Эксгумация с последующей репатриацией останков производится по заявлению родственников, процедура и стоимость при обращении в похоронные агентства отличается незначительно.    

Личные вещи умершего возможно получить родственникам лично либо путем пересылки вместе с телом похоронным агентством, о чем необходимо своевременно заявить. Невостребованные вещи утилизируются через несколько дней, практика их хранения отсутствует.      

Консульский отдел

            Посольства России в Нидерландаx

Информируем граждан Российской Федерации о том, что Посольством Российской Федерации в Нидерландах подготовлен список адвокатов и юридических фирм, которые сообщили о своей готовности оказывать гражданам Российской Федерации юридические услуги на территории Нидерландов.      

Просьба обратить внимание, что данный список носит исключительно справочно-информационный характер и не является рекомендацией.      

Решение об использовании или об отказе от использования информации и услуг адвокатов и организаций, перечисленных в данном списке, принимается гражданами Российской Федерации самостоятельно.

МИД России, Посольство России в Нидерландах не оплачивают услуги адвокатов и организаций, не возмещают расходы, понесенные гражданами Российской Федерации, и любые издержки  в связи с использованием информации из упомянутого списка.

Для получения дополнительных сведений об услугах, предоставляемых лицами и организациями, входящими в список, просьба связываться с ними напрямую.   

Посольство России в Нидерландах будет приветствовать направление гражданами Российской Федерации своих конкретных и обоснованных отзывов и оценок деятельности лиц и организаций из списка по результатам обращения к ним. Данную информацию (в виде заполненной Анкеты-отзыва) просьба направлять строго на электронную почту Посольства России в Нидерландах по адресу infocon.nl@mid.ru.  

Вниманию адвокатов и юридических фирм, желающих быть включенными в данный список, просьба связаться с Посольством Российской Федерации в Нидерландах по infocon.nl@mid.ru.

СПИСОК АДВОКАТОВ В НИДЕРЛАНДАХ

В настоящее время в Нидерландах в соответствии с Томом 1 Гражданского кодекса (Burgerlijk Wetboek Boek 1), вступившего в силу 1 января 1992 г., существуют следующие виды юридической регистрации супружеских отношений:              

  • брак (huwelijk),          
  • зарегистрированное партнерство (geregistreerd partnerschap),            
  • совместное проживание (samenwonen) на основе контракта (samenlevingscontract).

Нормы семейного права, регулирующие вступление в брак в Нидерландах, применимы и к зарегистрированному партнерству.       

Брак может быть заключен между двумя лицами противоположного пола или между двумя лицами одного пола. В брак могут вступить лица, достигшие 18 лет (п.1 ст.31 ГК Нидерландов).

Недопустимо кровное родство по восходящей и нисходящей линии между лицами, желающими вступить в брак или зарегистрировать партнерство. Исключение существует для сводных братьев и сестёр – в этом случае решение принимается Министром юстиции Нидерландов (ст.41 ГК Нидерландов).

Церемония регистрации брака, равно как и регистрации партнерства, в Нидерландах проводится публично, в здании муниципалитета, в присутствии регистратора актов гражданского состояния (ambtenaar van de burgerlijke stand) и не менее чем двух и не более чем четырех совершеннолетних свидетелей (ст.63 ГК Нидерландов).

Для совместного проживания граждане Нидерландов не обязаны обращаться в компетентные органы – только если они хотят заключить контракт о совместном проживании у нотариуса. В таком контракте стороны, как правило, договариваются о финансировании домашнего хозяйства, имуществе и денежных накоплениях. Например, к услугам нотариуса прибегают, если требуется обеспечить право взаимного наследования совместного имущества для партнеров, не состоящих в браке.

С 1 июля 2016 года зарегистрировать брак или партнерство можно онлайн через официальный сайт муниципалитета. В настоящее время не все муниципалитеты предоставляют данную услугу.

Основным отличием между браком и зарегистрированным партнерством является юридическая связь между родителями и детьми. Ребенок, рожденный в официальном браке мужчины и женщины, юридически имеет двух родителей. Если ребенок родился в зарегистрированном партнерстве, его отец обладает юридическими правами родителя только в случае установления отцовства. Это же правило распространяется и на совместно проживающих лиц. 

Также отличие между браком и зарегистрированным партнерством состоит в процедуре расторжения отношений. Расторжение брака возможно только через суд, а зарегистрированным партнерам при прекращении отношений по обоюдному согласию достаточно обратиться к нотариусу (п. С ст.80-С ГК Нидерландов). Многие считают это основным преимуществом партнерства перед браком.    

Наименьшее количество правовых последствий для сторон влечет за собой заключение контракта о совместном проживании, в отличие от брака и зарегистрированного партнерства, которые автоматически влекут за собой общность имущества, взаимное право наследования, обязанность содержать друг друга, алиментные обязательства, право на пенсию партнера и т. д. (Глава 6 Тома 1 ГК Нидерландов).

В области регистрации супружеских отношений Нидерланды считаются одной из передовых стран мира. В 1811 г. в Нидерландах было отменено уголовное наказание за однополые отношения. Спустя почти два века на законодательном уровне признали однополые брачные союзы, дав право на существование такому виду регистрации супружеских отношений, как «зарегистрированное партнерство» (Закон о зарегистрированных партнерствах от 01.01.1998 г.). В 2001 г. Нидерланды стали первым государством в мире, официально разрешившим браки между лицами одного пола (Закон об однополых браках от 01.04.2001 г.). Подданные Нидерландов, состоящие в однополых союзах, имеют право на усыновление, право служить в армии. 17 сентября 1994 г. был принят Закон о равном обращении, запретивший дискриминацию в любой форме по признаку сексуальной ориентации.   

Главным противником данных законодательных инициатив являлись религиозные группы, в частности Католическая церковь Нидерландов. После вступления в силу Закона о признании однополых браков Протестантская церковь Нидерландов позволила церквям на местном уровне самостоятельно решать вопрос, благословлять или нет такие союзы, и в настоящее время многие церкви проводят религиозные церемонии венчания. Такие церемонии в Нидерландах могут проводиться только после гражданской процедуры оформления брака в муниципалитете (ст.68 ГК Нидерландов).

Усыновление (удочерение) детей однополыми семьями

Что касается усыновления (удочерения) детей однополыми семьями, хотя такая возможность и существовала ещё с 2001 г. (Закон об однополых браках от 01.04.2001 г.), но, тем не менее, до 2006 г. действовало ограничение: усыновлению (удочерению) подлежат лишь дети при усыновлении внутри страны (национальном усыновлении). В соответствии с принятыми в 2006 г. поправками к Гражданскому кодексу Нидерландов, голландские однополые пары получили право на международное усыновление (удочерение). В соответствии с решением Европейского суда по правам человека от 8 января 2008 г., сексуальная ориентация не может быть причиной отказа в усыновлении (удочерении).

До 1 октября 2012 г. иностранный гражданин имел право вступить в брак с гражданином Нидерландов, находясь в стране по туристической визе. С 1 октября 2012 г. заключение брака в Нидерландах стало возможным лишь после получения вида на жительство иностранными гражданами или одним иностранным гражданином, желающим заключить брак или зарегистрировать партнерство с голландским гражданином. Вид на жительство не требуется для граждан стран-членов Европейского союза, а также для граждан стран участников Европейской экономической зоны.

 Особенности нормативно-правового регулирования наследственных правоотношений в Нидерландах 

Способы и срок принятия наследства

Законодательство Нидерландов предусматривает два способа принятия наследства:

1) путем подачи соответствующего заявления голландскому нотариусу;

2) фактическое вступление во владение наследственным имуществом, которое может наступить в том случае, если наследник совершает определенные действия с наследственным имуществом, дающие основание полагать, что он относится к этому имуществу как к своему.

Законодательством Нидерландов на принятие наследства отведен срок в три месяца со дня смерти наследодателя.

Если в течение указанного срока законный представитель несовершеннолетнего ребенка не заявит о решении последнего в отношении наследственного имущества, то ребенок автоматически считается принявшим наследство (за исключением долгов наследодателя).

Порядок получения свидетельства о праве на наследство

После приема и проверки документов нотариус выдает наследнику свидетельство о праве на наследство. При наличии большого числа наследников и/или затруднений по установлению их местонахождения, этот процесс может затянуться на несколько месяцев (по закону не более чем на 3). Все наследники должны объявить о своем решении принять наследство или же отказаться от него. Решение каждого наследника нотариус фиксирует в свидетельстве о праве на наследство.

Особенности наследования отдельных видов имущества

В случае наследования недвижимого имущества, по просьбе наследника нотариус может ходатайствовать о внесении соответствующих изменений в кадастровую базу Нидерландов. Это является обязательным требованием, если наследник желает продать унаследованное недвижимое имущество.

Если умерший владел недвижимым имуществом в залог (ипотека), то вопрос о том, перейдет ли указанное имущество наследнику, регулируется завещанием.

В случае наследования автомобиля наследнику отводится пять недель на перерегистрацию номерных знаков на свое имя.

Полномочия консульских должностных лиц в сфере наследственных дел

Консульский отдел Посольства России в Нидерландах оказывает услуги в сфере наследственных дел, совершаемых только на территории России.

По наследственным вопросам на территории Нидерландов следует обращаться только к местному нотариусу, который будет вести конкретное наследственное дело.

Консульский отдел

Посольства России в Нидерландах

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.         

Обращаем внимание туристов (иных заказчиков туристского продукта), что при заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений).    

Экстренная помощь оказывается туристу, который заключил или в отношении которого заключен договор о реализации туристского продукта:

- с туроператором, который является членом Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» (далее - туроператор);

- с турагентом, действующим на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором (далее - турагент).

Экстренная помощь оказывается туристу за счет средств компенсационного фонда Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

Решение об оказании экстренной помощи туристу принимается Ассоциацией «ТУРПОМОЩЬ» на основании обращения туриста и (или) иного заказчика, и (или) органа государственной власти Российской Федерации, и (или) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента. Обращение может быть направлено в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» любым способом, позволяющим установить автора обращения.

Дополнительную информацию о порядке получения туристом экстренной помощи можно получить на сайте Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» http://www.tourpom.ru/ или по телефонам +7495 9815149; 8-800-100-41-94.

Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к туроператору или страховщику (гаранту).

В связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 г. №155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в систему добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации при выезде за рубеж, связанных с оплатой экстренной и неотложной медицинской помощи, которые вступают в силу с 28 декабря 2015 года.

В соответствии с новым законом, оплата оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию) и (или) оплата возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию осуществляются согласно условиям договора об оказании медицинских услуг, договора добровольного страхования (страхового полиса), предусматривающего оплату и (или) возмещение расходов на оплату медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации и оплату возвращения тела (останков) в Российскую Федерацию, и (или) иного документа, действительного для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

В случае отсутствия упомянутых документов расходы на оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию), за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин Российской Федерации или лица, заинтересованные в оказании медицинской помощи гражданину Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе лица, пригласившие гражданина Российской Федерации, а расходы на возвращение тела (останков) в Российскую Федерацию несут лица, заинтересованные в возвращении тела (останков) в Российскую Федерацию.

В качестве обязательного правила страхования предусмотрено установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых иностранным государством, которое намеревается посетить застрахованное лицо, но не менее суммы, эквивалентной двум миллионам рублей по курсу Центробанка России на дату заключения договора добровольного страхования.  

4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому граждане Российской Федерации должны уведомлять МВД России о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

10 августа 2018 года вступил в силу приказ МВД России № 267 от 03.05.2018 "Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве".

Приложения к приказу МВД России № 267 (внимание: приложения необходимо распечатывать на одном листе с оборотной стороной таким образом, чтобы текст на оборотной стороне не перекрывал отрывную часть бланка уведомления лицевой стороны документа):

Приложение 1 (Порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 2 (Форма уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 3 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 4 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, подаваемого его уполномоченным представителем);

Приложение 5 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, подаваемого уполномоченным представителем законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности).

Просьба обратить внимание, что уведомления, оформленные в соответствии с установленными Приказом МВД России № 267 формами, подаются гражданами Российской Федерации лично в органы МВД России либо его структурные подразделения, либо направляются через организацию Федеральной почтовой связи России.

Положения Федерального закона № 142-ФЗ распространяются на всех российских граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Поскольку российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, не располагают возможностью уведомления МВД России на территории РФ, им необходимо обратиться лично в МВД либо его структурные подразделения, либо направить уведомление через организацию Федеральной почтовой связи России при первой же поездке в Россию!

Внимание! Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России (в т.ч. Посольство России в Нидерландах) не уполномочены принимать от российских граждан  уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в МВД России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.

Внимание! Положения частей третьей - десятой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель (если уведомление подается в отношении несовершеннолетнего ребенка) обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными данной статьей.

Внимание! В отношении граждан РФ, приобретших гражданство РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", правила, предусмотренные статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона № 142), применяются с 1 января 2016 года.

Внимание! Действие Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих иное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, независимо от времени их приобретения (получения).

Внимание! МВД России и его территориальные органы ведут учет уведомлений, поступивших от граждан Российской Федерации. 

Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, будет являться административным правонарушением. 

Неисполнение лицом обязанности уведомления о наличии у него иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, будет являться уголовно наказываемым деянием.

По любым возникающим вопросам просьба обращаться в МВД России.

Ежегодно миллионы наших соотечественников и иностранных граждан пересекают таможенную границу, направляясь на отдых и за свежими впечатлениями. Для них таможенные формальности в России сведены к минимуму.

Во всех крупных аэропортах действует система «зеленого» и «красного» коридоров, которая позволяет разделить, с одной стороны, туристов и иных граждан, которым нечего декларировать, а с другой стороны – лиц, перемещающих товары в коммерческих целях и иные товары, требующие обязательного письменного декларирования.

Для первых открыт «зеленый» коридор. Следуя «зеленым» коридором, большинство граждан не замечает никаких признаков таможенного контроля. Между тем, он осуществляется, и иногда к пассажиру подходит офицер таможни и просит показать багаж. К сожалению, «зеленым» коридором под видом туристов пытаются пройти правонарушители, например – наркокурьеры, перевозчики валюты или драгоценностей. А лица, которые перемещают товары, подлежащие декларированию, должны следовать «красным» коридором и заполнять таможенную декларацию.

 Не занимает много времени прохождение таможенного контроля для пассажиров фирменных поездов Санкт-Петербург – Хельсинки и Москва – Киев. Таможенное оформление производится в пути и на вокзале станции отправления. Это позволило значительно уменьшить общее время движения.

 Туристы, выбирающие для путешествий автомобильный транспорт, могут столкнуться с сезонными затруднениями при перемещении через пункты пропуска. Реконструкция пунктов пропуска, развитие инфраструктуры, строительство дорог – это комплекс вопросов, решение которых зависит от ряда федеральных и региональных органов. Для удобства туристов на Интернет-сайте ФТС России ежедневно обновляется информация о загруженности таможенных постов в пунктах пропуска. Автомобилист может скорректировать маршрут движения и сэкономить время. На многих таможенных постах в пунктах пропуска установлены видеокамеры, передающие изображение на сайт в режиме «он-лайн».

 Много полезной информации для туристов содержит официальный сайт ФТС России (www.customs.ru), раздел «Информация для физических лиц».

 Граждане, планирующие выезд за рубеж, здесь могут уточнить правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Можно заранее дома заполнить пассажирскую таможенную декларацию и распечатать ее. Таможенные правила размещены также на информационных стендах перед зоной таможенного контроля в международных аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах, в автомобильных пунктах пропуска. Перед прохождением таможенного контроля можно обратиться к сотрудникам таможенных органов за консультацией о необходимости письменного декларирования вещей и денежных средств.

 Кстати, закон возлагает на туристические компании обязанность информировать клиентов о таможенных правилах – как отечественных, так и страны пребывания (статья 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.).

 Напомним основные нормы, о которых следует помнить туристам.

 Пересекая российскую границу без уплаты таможенных платежей и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары, общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (если они следуют воздушным транспортом) либо 1500 евро (если они следуют автомобильным, железнодорожным, морским видом транспорта), и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

 Если турист провозит товар авиационным транспортом с превышением установленного весового либо ценового лимита, он должен заполнить пассажирскую таможенную декларацию, проследовать на «красный» коридор для предъявления документов и товаров к таможенному контролю. После чего он может оплатить таможенную пошлину либо оставить товар на складе временного хранения в таможне до оплаты пошлины или забрать товар при обратном вывозе его за границу. При этом все перечисленные таможенные операции происходят в пределах терминала, в который турист прибыл.

 Наличные деньги и дорожные чеки свободно можно перемещать в эквиваленте до 10 000 долларов США. Перемещение более крупной суммы подлежит декларированию. Если это не сделано, турист может быть привлечен к юридической ответственности – административной и даже уголовной (при недекларировании валюты в крупном или особо крупном размере).

 Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. Особо крупным размером считается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Существует еще ряд ограничений, которые должны знать туристы, которые едут через границу. Есть товары, запрещенные к ввозу или для перемещения которых требуются специальные разрешительные документы. Например, это – оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные средства, сильнодействующие лекарства, культурные ценности, охраняемая фауна и флора. Полный список можно уточнить на сайте таможенной службы.

Следует также уточнить таможенные правила страны, которую турист намерен посетить. Сеть «Интернет» позволяет сейчас это сделать без особых проблем.

Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года (далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров  о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.

Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.

С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.

При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.

Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства, в котором отбывает наказание осужденный (на Украине, например – в Минюст Украины).

В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность и подтверждающего наличие российского гражданства.

После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.

После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.

При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.

После передачи осужденного в Россию он размещается в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.

При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.

После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, не заявившие в течение 1 месяца (до 18.04.2014 г.) о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) у их несовершеннолетних детей украинское гражданство либо остаться лицами без гражданства, признаются гражданами Российской Федерации на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 г. 

По вопросам получения паспорта (внутреннего) гражданина Российской Федерации им необходимо обратиться в территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России по месту жительства в Крыму. В дальнейшем на основании паспорта гражданина Российской Федерации можно обратиться в Консульский отдел для оформления заграничного паспорта.

 В случае отсутствия внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации оформление в Консульском отделе заграничного паспорта возможно только после проведения проверки наличия российского гражданства в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325.  

В Королевстве Нидерландов подозреваемый в совершении преступления с целью проведения процедуры допроса в рамках расследования по делу может быть задержан без предъявления ему обвинений на срок до 6 часов. Срок задержания может быть продлен дополнительно на 6 часов, если есть необходимость в проведении мероприятий по установлению личности. Подозреваемый имеет право проконсультироваться с адвокатом в течение получаса перед первым допросом в полиции. Пока он содержится под стражей в рамках расследования, он также может обратиться к сотруднику полиции с просьбой об организации связи со своим адвокатом. Несовершеннолетний подозреваемый также имеет право попросить адвоката или конфиденциального консультанта присутствовать во время допроса. 

 В случае, если шести часов окажется недостаточно для проведения предварительного следствия, помощник прокурора имеет право отдать распоряжение о помещении подозреваемого под стражу максимум на 3 дня. Чтобы продлить этот срок еще на 3 дня, подозреваемый должен предстать перед прокурором. По истечении срока содержания под стражей в полиции прокурор может обратиться к судье ведущему следствие с ходатайством о заключении подозреваемого под стражу. Положительное решение судьи будет означать, что подозреваемый сможет содержаться под стражей до 14 дней. По истечении этого срока прокурор может обратиться в районный суд с ходатайством о заключении под стражу на срок, не превышающий 90 дней. Общее время содержания под стражей до суда не может превышать 110 дней. 

 По решению прокурора у лиц, осужденных к шести и более месяцам тюремного заключения, могут быть аннулированы паспорта с тем, чтобы гарантировать отсутствие у преступника возможности выезда за границу и тем самым избежать наказания. 

 Лица, заключенные под стражу, имеют право на медицинскую помощь во время пребывания в исправительном учреждении. Министерство безопасности и юстиции Нидерландов оплачивает связанные с этим расходы, используя систему коллективного страхования. В течение всего времени содержания под стражей на заключенных распространяется действие страхования жизни, при этом они не платят никакие взносы и не получают никаких медицинских пособий. 

 По решению суда, осужденному необходимо компенсировать расходы, связанные с процессом ведения следствия, судебного преследования и судебного заседания, а также суммы, истребуемые потерпевшей или пострадавшей стороной. 

 Свидания с заключенным проходят в месте отбывания наказания при предварительном согласовании даты и времени визита. В случае официального визита (например, консультация с юристом) продолжительность встречи не регламентирована. При этом такое мероприятие возможно провести в будни по расписанию (в утренние часы и дневное время). Посещения близких и друзей (максимум два человека) в настоящее время возможны раз в неделю. Их продолжительность составляет один час. При этом на встречу, включая двух взрослых, может прийти один ребенок младше 4 лет, но все время должен оставаться на коленях у одного из посетителей. Дети до достижения 14 лет могут посещать заключенного в сопровождении взрослого, а старше 14 лет – самостоятельно при наличии действующего удостоверения личности. 

 Родственники и близкие люди отбывающих наказание имеют возможность передавать посылки заключенным непосредственно в то исправительное учреждение, где они содержаться. Как правило, прием передачек осуществляется в будни по расписанию (в утренние часы и дневное время). 

 Письма, адресованные заключенным, направляются почтой с указанием адреса пенитенциарное учреждения, а также регистрационного номера, фамилии и инициалов, содержащегося под стражей. 

 Помимо этого, существует возможность направить на имя заключенного электронное письмо, воспользовавшись сервисом eMates. Все отправленные материалы передаются лицу, отбывающему наказание, в распечатанном виде в конверте. 

 Перевод денежных средств содержащемуся под стражей осуществляется в электронном виде на банковский счета Министерства юстиции и безопасности Нидерландов с указанием регистрационного номера, фамилии и инициалов адресата. 

 Заключенные под стражу имеют право на отпуск в случае непредвиденных обстоятельств (для посещения похорон или медицинского учреждения). 

 Не ранее, чем за год до освобождения, осужденные могут претендовать на отбытие оставшегося срока наказания в домашних условиях с обязательным ношением электронного браслета. В этот период им необходимо предпринять усилия по поиску работы или места учебы, либо выполнять общественно полезные работы. В течение данного срока запрещается употреблять алкоголь и наркотические средства. 

Истребование актов гражданского состояния в Королевстве Нидерландов производится через органы муниципальной власти по месту жительства гражданина или лица, временно проживающего в муниципалитете. 

1. Государственная регистрация рождения

Документом, удостоверяющим факт рождения, является свидетельство о рождении. Получить свидетельство о рождении в муниципалитете необходимо в течение трех дней после рождения ребенка на основании справки, выданной медучреждением. В ряде муниципалитетов возможна регистрация рождения онлайн. В некоторых случаях в дополнение к свидетельству о рождении может быть истребована выписка из муниципалитета, в которой содержится установочная информация о гражданине, проживающем в муниципалитете. 

В соответствии с нидерландским законодательством форма и порядок оформления свидетельства о рождении едины как для граждан Нидерландов, так и для иностранных граждан. 

Дипломатические представительства и консульские загранучреждения Нидерландов в иностранных государствах регистрацию рождения граждан не осуществляют. Предполагается регистрация факта рождения в соответствии с местным законодательством государства, где ребенок появился на свет. В 1965 г. Нидерланды присоединились к Конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, поэтому легализация документов, выданных другими странами-подписантами конвенции, в том числе Россией, не требуется. Голландскими органами принимаются российские документы с проставленным на них апостилем.

В качестве повторного свидетельства о рождении выдается выписка из муниципалитета или копия документа. Получение повторного свидетельства возможно по доверенности или близкими родственниками. Для истребования копии свидетельства о рождении необходимо предоставить документ, идентифицирующий личность человека, в отношении которого производится процедура. В ряде муниципалитетов копию свидетельства или выписку возможно получить онлайн, для этого необходимо иметь приложение с цифровым удостоверением личности. Запрос вышеперечисленных документов дипломатическими представительствами третьих стран не предусмотрен.

2. Государственная регистрация заключения брака

В Королевстве Нидерландов функция регистрации брака возложена на муниципальные органы. Дипломатические представительства могут зарегистрировать брак лишь в том случае, если гражданин Нидерландов, подающий заявление, никогда не пребывал на территории Нидерландов. В иных случаях для регистрации брака требуется известить муниципалитет Гааги о намерении вступить в брак. Затем намерение заключить брак передается в муниципалитет регистрации заявителя, который определяет необходимые документы для заключения брака. В подтверждение регистрации брака выдается свидетельство о браке, в котором указываются фамилии супругов до и после заключения брака.

Иностранные граждане могут заключить брак в Нидерландах, если у одного из партнеров имеется как минимум вид на жительство в Нидерландах. Оба партнера должны подписать заявление, что их брак не является фиктивным с целью получения голландского гражданства или ВНЖ. Гражданину иностранного государства, проживающему в Нидерландах и намеренному вступить в брак, также требуется предоставить документ, подтверждающий право пребывания на территории Нидерландов (Verklaring omtrent het verblijfsrecht). Необходимо также предоставить документы, подтверждающие, что иностранный партнер не состоит в браке. Документы следует запросить из страны, гражданство которой имеет партнер.

Алгоритм получения повторного свидетельства о браке идентичен алгоритму истребования повторных актов гражданского состояния, описанным в первом пункте справки. Получение повторного свидетельства возможно по доверенности или близкими родственниками.

3. Государственная регистрация расторжения брака

Расторжение брака в Нидерландах возможно лишь по решению суда. Результат судебного разбирательства вносится в брачный реестр. Расторжение брака в Нидерландах между гражданами Королевства другими способами не предполагается. Дипломатические представительства Нидерландов за рубежом этой функцией не наделены. Есть возможность отправить в Нидерланды все необходимые документы для развода из другой страны. Для запуска этой процедуры необходимо получить справку из голландского диппредставительства о наличии нидерландского гражданства у обоих супругов.

Для развода пар, в которых один из супругов является иностранцем, существует ряд исключений. Во-первых, пара не может развестись, если оба супруга находятся за границей. Во-вторых, для подачи заявлений в одностороннем порядке существует ряд временных ограничений. 

Если заявитель имеет нидерландского гражданства, то срок проживания в Нидерландах должен составлять не менее 6 месяцев на момент подачи заявления. Если заявитель не имеет нидерландское гражданство, то срок проживания в Нидерландах должен составлять не менее 12 месяцев на момент подачи заявления.

Помимо вышеописанных исключений, алгоритм расторжения брака для иностранных граждан, состоящих в браке с подданными Королевства Нидерландов, и между иностранными гражданами, имеющих голландский ВНЖ, идентичен стандартному алгоритму расторжения брака в Нидерландах. 

Диппредставительства, аккредитованные в Нидерландах, не правомочны истребовать копию решения суда о разводе.

4. Государственная регистрация установления отцовства

В       Нидерландах отцовство устанавливается решением суда. На основании которого муниципалитетом составляется соответствующий акт. Заявитель может истребовать копию акта в муниципалитете по месту его выдачи. В ряде мэрий имеется возможность получить цифровую копию акта. Для этого необходимо иметь приложение с цифровым удостоверением личности. Получение копии акта возможно по доверенности или близкими родственниками. Запрос вышеперечисленных документов дипломатическими представительствами не предусмотрен.

5. Государственная регистрация перемены имени

Для изменения имени в Нидерландах необходимо подать ходатайство в окружной суд. Для смены фамилии следует подавать ходатайство в Министерство юстиции. В случае положительного решения имя/фамилия подданного изменяются королевским указом. Выписка из указа направляется как лицу, сменившему имя, так и в муниципалитет по месту рождения, после чего в свидетельство о рождении вносятся соответствующие изменения. Порядок истребования копии свидетельства о рождении такой же, как и при получении оригинала. Дипломатические представительства Нидерландов не наделены функцией регистрации смены имени. 

6. Государственная регистрация усыновления

Государственная регистрация усыновления в Нидерландах производится только на основании решении суда. Суд направляет постановление в муниципалитет по месту рождения ребенка, где вносится соответствующее изменение в свидетельство о рождении.

7. Государственная регистрация смерти

Свидетельство о смерти в Нидерландах выдают органы муниципальной власти на основании справки о смерти из медучреждения. Иностранные дипломатические представительства в Нидерландах могут регистрировать смерть граждан представляемого государства. Согласно законодательству Королевства о защите персональных данных, госорганы не имеют права сообщать информацию о человеке третьим лицам без его четко выраженного на то согласия. Однако в редких случаях муниципалитет, в котором была зарегистрирована смерть, по собственной инициативе извещает диппредставительство о кончине соотечественника. 

Порядок истребования повторного свидетельства о смерти в муниципалитете идентичен с алгоритмом истребования повторных актов гражданского состояния, описанным выше.