ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КГУ - 28
ВЫСТУПЛЕНИЕ
РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К.А.ЛЫСОГОРСКОГО
НА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ КОНВЕНЦИИ
О ЗАПРЕЩЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
(Гаага, 27 ноября — 01 декабря 2023 года)
Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемый г-н Генеральный директор,
Уважаемые делегаты,
Прежде всего, от имени Российской Федерации хотел бы поздравить уважаемого посла Пакистана г-на Суджика Тарара с избранием на пост Председателя Конференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия и заверить в нашей готовности к конструктивному взаимодействию с тем, чтобы работа двадцать восьмой сессии прошла максимально продуктивно, основывалась на взаимном уважении и учете интересов всех стран-членов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Позвольте также поблагодарить председателя 27-ой сессии Конференции государств-участников посла Южной Африки В.Манданселу за успешное руководство 27-ой сессии КГУ.
Более 30-лет назад группа государств, включая Российскую Федерацию, в интересах укрепления международного мира и безопасности завершила разработку и подписала Конвенцию о запрещении химического оружия.
С тех пор учрежденной на ее базе ОЗХО удалось многого достичь. Я бы сказал удалось достичь невозможного. Под контролем и при содействии Организации ликвидированы все объявленные запасы химического оружия. В этой связи приветствуем усилия США, завершивших после 5-ой Конференции по рассмотрению действия Конвенции уничтожение своих объявленных запасов химического оружия.
Государствами обладателями принимаются меры по уничтожению оставленного химического оружия. В ОЗХО развивается работа по нераспространению химического оружия.
К сожалению, на фоне этих положительных аспектов ОЗХО все чаще в последние годы приходится сталкиваться с серьезными трудностями, которые не только подрывают ее работу, но и ставят под угрозу эффективность и международный авторитет организации.
Первопричиной складывающейся ситуации является слепая убежденность отдельных государств-участников в том, что только их конъюнктурные геополитические устремления должны определять повестку дня всех существующих международных структур.
С этой целью осуществляется переформатирование функционирующих многосторонних платформ, действующих в соответствии с международным правом, в структуры, подчиняющиеся неким навязываемым большинству субъектов межгосударственного общения выдуманным правилам. Делается это для того, чтобы заполучить в свои руки дополнительные инструменты для оказания давления на неугодные страны. Особому прессингу подвергаются международные организации в области контроля над вооружениями, нераспространения и запрещения ОМУ. Сожалеем, что ОЗХО не стала исключением.
Неуклонно нарастает политизация деятельности руководящих и вспомогательных органов нашей Организации. Все чаще мероприятия, проводимые в рамках Конференций государств-участников и Исполнительного совета, превращаются в трибуну для сведения политических счетов. Большая часть времени посвящается обсуждению вопросов, не имеющих никакого отношения к сугубо технической сущности ОЗХО. Предпринимаются грубые попытки обойти закрепленные в Конвенции положения и нормы. В настоящее время практически не используется принцип консенсуса, который является основой принятия важнейших решений. Налицо стремление наделить Организацию политизированными функциями. Все это самым негативным образом сказывается на значимости и авторитете Организации.
Показателен совсем недавний пример – работа над итоговым документом прошедшей в мае текущего года 5-й Конференции по рассмотрению действия Конвенции. Страны «коллективного Запада», когда им не удалось навязать свою точку зрения по целому ряду принципиальных вопросов реализации КЗХО, фактически заблокировали почти согласованный проект итогового доклада, рекомендации и решения которого служили бы ориентиром Организации по работе на пятилетнюю перспективу.
На протяжении последних лет США, их евроатлантические союзники и сателлиты ведут против нашей страны широкомасштабную дезинформационную кампанию. В ряду очередных домыслов на тему якобы нарушений Российской Федерацией своих обязательств по КЗХО последовали надуманные обвинения в применении химических средств борьбы с беспорядками (ХСББ) в ходе специальной военной операции на Украине. Германия совместно с пятью основными партнёрами по НАТО и Японией направила в наш адрес соответствующий запрос по пункту 2 статьи IX КЗХО.
Российская Федерация безотлагательно дала исчерпывающие разъяснения и инициировала встречный запрос по пункту 4 статьи IX, потребовав от западных стран представить доказательства выдвинутых обвинений в использовании российской стороной в ходе специальной военной операции ХСББ. Ответ Германии о том, что в её распоряжении нет конкретных сведений, показал бездоказательность и несостоятельность выдвинутых с подачи преступного киевского режима обвинений в нарушении Российской Федерацией статьи I КЗХО.
Такой подход явно подчеркивает злоупотребление положениями статьи IX КЗХО со стороны Германии, Великобритании, Италии, Канады, США, Франции и Японии. Российская Федерация была вынуждена повторно запросить через Председателя Исполнительного совета ОЗХО у «семёрки» вышеуказанных государств сведения, на основании которых против неё были выдвинуты вышеуказанные обвинения. Все еще ожидаем ответа.
Мы не призываем, по примеру западных оппонентов, «верить нам на слово». Исходим из того, что государства-участники КЗХО сами могут сделать выводы на основе, в том числе открыто предоставляемых российской стороной конкретных и вполне проверяемых данных. Это касается и распространяемых нами предупреждений, получаемых от Минобороны России, о готовящихся и осуществленных киевским режимом провокаций с токсичными химикатами. Одним из последних резонансных актов химического терроризма является подрыв Киевом аммиакопровода Тольятти-Одесса в мае текущего года.
Одновременно информируем государства-участники КЗХО о том, что в нашем распоряжении имеются неоспоримые доказательства участия США и их североатлантических союзников в поставках на Украину токсичных списочных и несписочных химикатов, а так же средств их доставки. Такие токсичные химикаты, в том числе ХСББ, передаются ВСУ и воюющим на стороне киевского режима иностранным наёмникам. Есть также сведения и о применении агентами спецслужб киевского режима токсичных химикатов и психотропных веществ против руководства новых субъектов, вошедших в состав Российской Федерации.
Одновременно США и их, с позволения сказать, «единомышленники» не гнушаются использовать откровенно сфальсифицированные информационные вбросы для того, чтобы выдавить из состава Исполнительного совета ОЗХО Российскую Федерацию, стоявшую у истоков Конвенции, играющую самую активную роль в укреплении химической безопасности, за что Организация 10 лет назад в декабре 2013 года в том числе получила Нобелевскую премию Мира.
Согласно пункту 23с) статьи VIII Конвенции в состав Исполнительного совета от Восточной Европы входит пять государств-участников Конвенции, расположенных в этом регионе. В качестве основы для этого назначения считается, что из этих пяти государств-участников, один член как правило, является государством-участником, обладающим наиболее значительной национальной химической промышленностью в регионе, что определяется, исходя из соответствующих статистических данных.
Из 23 государств, входящих в Восточноевропейскую группу, наиболее значительной национальной химической промышленностью безусловно обладает Российская Федерация.
На долю химической промышленности Российской Федерации приходится практически 37% всех объявленных и подлежащих инспекциям со стороны ОЗХО объектов в Восточной Европе. Показатели стран региона, занимающих две последующие позиции, в совокупности составляют всего 31,5%, а доля 20 остальных государств соответственно составляет менее трети.
Для реализации политически мотивированной задачи выдавливания России из состава Исполнительного совета, обеспечения беспрекословной доминанты в ОЗХО в рамках Восточноевропейской группы по указанию из Вашингтона и Брюсселя и было создано своего рода антироссийское лобби из 18 государств, подчинённых военно-политическим интересам НАТО и Евросоюза. Именно в этих целях Литва подала четвёртую заявку на избрание в Исполсовет «по странному стечению обстоятельств» буквально в последние часы формирования списка претендентов. Очевидно, что Литве отведена роль спойлера.
Практическое отсутствие химической промышленности в этом государстве не привнесет никакой добавленной стоимости в решение задач, предусмотренных положениями Конвенции, а только будет способствовать ослаблению Организации. В конечном счёте, происходящее больше похоже на фарс, чем на конструктивную работу для реализации цели Конвенции. Литве было бы разумным, для повышения эффективности работы Конференции снять заявку четвертого кандидата. Время, отводимое на голосование для выбора трех кандидатов из 4-х государств, было бы целесообразно более эффективно использовать для решения стоящих перед Конференцией задач, которые не нашли своей реализации в течение ряда лет.
Так, например, в докладах Техсекретариата по проверке исполнения Конвенции из года в год отмечается большое расхождение в объявлениях государств по статье VI о совокупных национальных данных по экспорту и импорту химикатов Списка 2 и Списка 3. В материалах 4-ой Обзорной Конференции (документ от 30 ноября 2018 года № RC-4/3, пункт 9.59 х) предписано продолжить работу над выявлением причин расхождений.
Российская Федерация акцентировала внимание на том, что расхождения в объявлениях по статье VI создают предпосылки для бесконтрольного распространения списочных химикатов в нарушение положений КЗХО и предложила конкретные меры по решению этой проблемы (предложения России по устранению недостатков в объявлениях передач представлены в документе «О мерах по укреплению режима экспорта-импорта химикатов» от 23 ноября 2018 года № RC-4/NAT.74). К сожалению, реальных шагов со стороны наших коллег по ОЗХО не последовало.
Также, еще в 2017 году Научно-консультативный совет рекомендовал государствам-участникам в качестве ХСББ использовать только химикаты, отвечающие по своим свойствам безопасным критериям по воздействию на организм человека. В качестве безопасных НКС определил всего 17 химикатов из общего списка используемых государствами в настоящее время 59 химикатов (документ НКС от 27 марта 2017 г. № SAB-25/WP.1). Эту проблему неоднократно поднимала Российская Федерация (национальный документ Российской Федерации «Вопросы и ответы на тему предложения о введении запрета на применение воздействующих на центральную нервную систему химикатов в аэрозольном состоянии в правоохранительных целях» от 5 марта 2021 года № ЕC-96/NAT.6; национальный документ Российской Федерации «К вопросу о понимании относительно применения воздействующих на центральную нервную систему химикатов в аэрозольном состоянии в правоохранительных целях» от 6 марта 2020 года № ЕC-93/NAT.6; национальный документ Российской Федерации «К вопросу об аэролизации токсичных химикатов, воздействующих на центральную нервную систему, в правоохранительных целях» от 21 ноября 2018 года № RC-4/NAT.9). Однако решений ТС ОЗХО по реализации этого вопроса до настоящего времени не принято.
Появилась и новая проблема. В ходе специальной военной операции ярко просматривается стремление США и их евроатлантических союзников провести эксперимент по применению психотропных и наркотических несписочных по Конвенции химикатов, которые активно воздействуют на центральную нервную систему человека. По настоянию США в 2021 году в ОЗХО принято Решение под названием "Понимание относительно применения воздействующих на центральную нервную систему химикатов в аэрозольном состоянии в правоохранительных целях" (документ от 1 декабря 2021 года C-26/DEC.10). И теперь неудивительно, что под это решение, апробируются психотропные и наркотические вещества, применяемые спецслужбами Украины. Но именно эти вещества подпадают под прямой запрет по другим конвенциям (Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года).
Призываем все здравомыслящие государства предотвратить стремление США «приватизировать» Организацию и вернуть работу Организации в строгое соответствие с положениями Конвенции, дальнейшее полное, недискриминационное и последовательное выполнение всех без исключения ее статей.
Уважаемый г-н Председатель,
Российская Федерация является на гаагской площадке не единственной мишенью маниакального давления со стороны «коллективного Запада». Продолжается «крестовый поход» самопровозглашённых так называемых «друзей Сирии» против Сирийской Арабской Республики. Дамаску предъявляются все новые и новые надуманные обвинения.
Что бы Сирия ни делала, на какие бы шаги доброй воли не шла, этого всегда, по версии Запада, оказывается недостаточно. Так, продемонстрированная сирийским руководством готовность к скорейшему проведению 25-го раунда консультаций между Миссией по оценке сирийского первоначального объявления по КЗХО (МООС) и Национальным органом Сирии по вине столиц западного мира трактуется исключительно как несоблюдение своих обязательств по Конвенции. Такой подход, очевидно, преследует лишь одну цель, и эта цель – дальнейшее использование сирийского «химического досье» в геополитических интересах Запада.
Приветствуем стремление сирийского руководства вопреки всем искусственно создаваемым западными оппонентами трудностям продолжать широкоформатное взаимодействие с ОЗХО в рамках предусмотренных Конвенцией механизмов и добровольно взятых на себя дополнительных обязательств. Власти Сирии проявляют беспрецедентные меры транспарентности в отношении предоставления, где это возможно, документации, применительно к прошлой деятельности с целью закрытия имеющихся разночтений в первоначальном объявлении по КЗХО.
В очередной раз подтверждаем принципиальную позицию Российской Федерации о нелегитимности деятельности, навязанной ОЗХО Западом, Группы по расследованию и идентификации (ГРИ), которая выходит за рамки охвата Конвенции и вторгается в исключительную компетенцию СБ ООН. Рассматриваем продавленное на основе необоснованных и недостоверных выводов ГРИ решение о поражении Сирии в правах и привилегиях исключительно как циничную расправу над суверенным государством-участником и фактический подрыв усилий по универсализации Конвенции. Считаем, что для принятия каких-либо санкционных мер в отношении Сирии не было и нет никаких оснований и любые инициативы в этой связи — это не что иное, как попытка дискредитировать законно избранные власти суверенного государства.
Уважаемый господин Председатель,
Порочная практика принятия решений по бюджетным вопросам в рамках единого документа, а также навязывание государствам-участникам КЗХО финансовых обязательств, вытекающих из незаконной деятельности «атрибутивного» механизма, не позволяют нам поддержать проект бюджета и программы работы ОЗХО на 2024-2025 годы. Призываем в этом контексте Технический секретариат надлежащим образом реагировать на озабоченности государств-участников КЗХО, чтобы вернуться к практике утверждения этого исключительно важного документа консенсусом.
Реальное и недискриминационное осуществление статьи XI КЗХО, предусматривающей эффективное международное сотрудничество в области «мирной химии» и снятие барьеров на пути экономического и технологического развития стран, остается одним из наших ключевых приоритетов. Российская Федерация со своей стороны предпринимает конкретные шаги, направленные на реализацию статьи XI КЗХО, и готова оказывать в ее рамках максимальное содействие всем заинтересованным государствам-участникам Конвенции. В этом контексте выступаем категорически против злоупотребления отдельными странами своими финансово-экономическими и технологическими особенностями, в частности, применения незаконных односторонних санкций, затрагивающих, среди прочего, химическую промышленность.
Российская Федерация в полной мере заинтересована в том, чтобы ОЗХО вернулась к работе на основе сугубо технического мандата, принципа консенсусного принятия решений, соответствовала духу времени и могла оперативно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы. Готовы приложить максимальные усилия для достижения вышеуказанных целей.
Российская Федерация всецело разделяет прозвучавшее в заявлении Движения неприсоединения и КНР приоритетное направление эволюционного развития ОЗХО на деполитизированной основе в интересах всех без исключения государств-участников КЗХО, как это и предусмотрено статьей XI Конвенции, и присоединяется к данному заявлению в официальном статусе наблюдателя при этом авторитетном и межгосударственном объединении.
Просим распространить полную версию данного выступления в качестве официального документа 28-й сессии Конференции государств-участников КЗХО и разместить его в сети «Каталист».
Благодарю Вас, господин Председатель.