Об Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)

Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО) вступила в силу 29 апреля 1997 г., в ней участвуют 192 государства. Российская Федерация ратифицировала КЗХО в ноябре 1997 г.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) является органом по осуществлению КЗХО. Целью Конвенции, как это зафиксировано в ее преамбуле, является полностью исключить возможность применения химического оружия .

Конференция государств-участников (КГУ) Конвенции - главный орган Организации, осуществляющий надзор за осуществлением Конвенции и принимающий меры по реализацию ее предмета и цели.

Исполнительный совет (ИС) подотчетен Конференции и содействует эффективному осуществлению и соблюдению Конвенции, осуществляет надзор за деятельностью Технического секритариата, сотрудничает с национальными органами по осуществлению Конвенции, созданными государствами-участниками, и рассматривает любую проблему или вопрос в рамках своей компетенции, включая озабоченности относительно соблюдения и случаи несоблюдения. В особо серьезных и экстренных случаях Исполсовет доводит вопрос о несоблюдении непосредственно до сведения Генеральной Ассамблеи ООН и ее Совета Безопасности.

Исполнительный совет состоит из 41 члена, избираемого на 2-летний период. На основе ротации в его состав может войти любое государство-участник. Совет формируется на основе представительства региональных групп: Африканской (9 членов), Азиатской (9), Восточноевропейской (5), Латиноамериканской (7), Западной (Западная Европа и другие государства - 10) и 1 государство-участник, назначаемое Азиатской и Латиноамериканской группами поочередно. Критериями членства в Исполсовете являются справедливое географическое распределение, значительность химической промышленности, политические интересы и интересы безопасности.

С целью обеспечения повседневной деятельности ОЗХО создан Технический секретариат (ТС), расположенный в Гааге (Нидерланды). ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность с целью подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает помощь КГУ и ИС в выполнении ими своих функций и занимается выполнением других задач, порученных ему руководящими органами ОЗХО.

Возглавляет ТС Генеральный директор, который назначается Конференцией по рекомендации Исполсовета сроком на 4 года и может продлеваться не более чем еще на один срок. С июля 2009 г. на этом посту находится Ахмет Узюмджю (Турция).Решением 22-й сессии КГУ одобрена кандидатура постпреда Испании при ОЗХО Фернандо Ариаса Гонсалеса, который вступит в должность 25 июля 2018 года (срок окончания полномочий 24 июля 2022 года).

К вспомогательным органам ОЗХО относятся Научно-консультативный совет (НКС), Комиссия по конфиденциальности, Консультативный орган по административным и финансовым вопросам (КОАФ) и Комитет по связям со страной пребывания.

Ключевым событием 2017 года стало досрочное – на три года ранее установленного срока – завершение уничтожения Россией под эффективным международным контролем национальных запасов химического оружия. Последний химический боеприпас по указанию Президента Российской Федерации В.В.Путина был ликвидирован 27 сентября 2017 г. на объекте «Кизнер» (Удмуртская Республика). Россия уничтожила в общей сложности 39 тысяч 967 тонн отравляющих веществ.

Ранее в связи с завершением процесса ликвидации химоружия были выведены из режима проверки по Конвенции шесть объектов из семи, предусмотренных национальной программой уничтожения запасов химоружия. В третьем квартале 2015 г., помимо объектов «Горный» (Саратовская область) и «Камбарка» (Удмуртская Республика), где уничтожение химоружия было завершено в 2005 и в 2009 гг. соответственно, химоружие было полностью ликвидировано в 2016 г. еще на четырех российских объектах: «Марадыковский» (Кировская область), «Леонидовка» (Пензенская область), «Щучье» (Курганская область) и «Почеп» (Брянская область).

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Александр Васильевич ШУЛЬГИН  - Посол, Постоянный представитель при ОЗХО

Игорь Станиславович ВИШНЕВЕЦКИЙ - Заместитель Постоянного представителя при ОЗХО

Новости

Назад

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО А.В.Шульгина на 89-й сессии Исполнительного совета ОЗХО

Уважаемая г-жа Председатель,

Уважаемый г-н Генеральный директор,

Вынуждены констатировать глубокие противоречия между государствами-участниками по бюджетным вопросам в канун 23-й сессии КГУ. Они возникли в связи с нелегитимным решением 4-й спецсессии КГУ, одобрившей голосованием наделение Техсекретариата атрибутивными функциями. Наша Организация глубоко расколота. Это не просто очевидно, это мешает нам работать, и это надо признать. Вместо этого нас, по сути, ставят перед фактом того, что последняя версия проекта программы работы и бюджета ОЗХО на 2019 г. (Rev.2) от 12 октября является той, с которой мы должны согласиться и представить ее КГУ. Получается, что она будет передана Конференции и от имени США, которые с ней согласны, и от имени России, которая не согласована с ней в принципе.

Обращаем внимание на то, что проект решения Исполсовета, подготовленный западной группой – а мы уверены, что это именно так (хотя и не указано, от чьего имени он представлен), – содержит внутреннее противоречие: в преамбулярной его части констатируется отсутствие договоренности по рекомендациям для КГУ, а в постановляющей части – то, что документ передается на рассмотрение КГУ.

Вынуждены повторить, что Исполсовет не может выносить несогласованный текст на сессию главного органа – Конференции государств-участников – от имени всех его государств-членов.

Необходимо отразить принципиальные расхождения, высказанные государствами в ходе обсуждения проекта и всех связанных с ним бюджетных вопросов, в материалах сессии. Это отвечало бы праву и практике работы других международных организаций.

Некоторые делегации пытаются ввести нас в заблуждение и представать дело так, словно пересмотренная редакция бюджета – единственный документ, который лежит сейчас на столе. Мы категорически против такой постановки вопроса.

Уже обращали внимание на то, что имеется и иная редакция проекта бюджета – самая первая от 6 июля, представленная в установленные Финансовыми правилами сроки. Несмотря на то, что эта версия была распространена уже после 4-й спецсессии КГУ, завершившейся 27 июня, она не содержала раздел о создании и финансировании т.н. «специального офиса или группы по атрибуции» и была составлена на основе приемлемого для всех принципа «нулевого номинального роста».

Нельзя оставлять Организацию без бюджета вовсе. Понимаем принципиальную важность данного вопроса для ОЗХО, для продолжения ее полноценного функционирования и выполнения конвенционных полномочий.

В этой связи внесенный нами 19 октября контрпроект решения представляет собой попытку «нащупать» возможный компромисс между двумя противоположными позициями, выявившимися на сессии Исполсовета.

Мы предлагаем вынести на сессию Конференции два альтернативных проекта бюджета. Речь идет о первой редакции от 6 июля и о последней – от 12 октября, доработанной Техсекретариатом по итогам консультаций и поддержанной рядом государств. Оба документа отражают суть расхождений. А уже КГУ примет решение, что делать дальше.

Еще раз обращаем внимание на то, что предложение вернуться к проекту 6 июля – это не что иное, как попытка найти выход из тупика, в котором оказалась дискуссия по бюджету.

Предложенная нами схема полностью отвечает требованиям Конвенции, а также вписывается в правила процедуры Организации.

Считаем принципиально важным продолжить обсуждение бюджетных вопросов на площадке ОЗХО с тем, чтобы подготовиться к дискуссии по этой проблематике на КГУ.

Благодарю за внимание.