Назад

Выступления Г.В. Каламанова на 23-й Конференции государств-участников ОЗХО

ВЫСТУПЛЕНИЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.В.КАЛАМАНОВА

НА 23-Й КОНФЕРЕНЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ

КОНВЕНЦИИ О ЗАПРЕЩЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

 

по пункту 8: Представление российско-китайского проекта решения «Сохранение целостности
Организации по запрещению химического оружия»

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемый господин Генеральный директор,

Уважаемые делегаты,

Прежде всего, вынуждены повторить свою принципиальную позицию относительно нелегитимности июньского решения спецсессии КГУ, принятого голосованием и предусматривающего наделение ОЗХО несвойственными ей атрибутивными функциями, вторгающимися в компетенцию Совета Безопасности ООН.

По-прежнему считаем, что атрибуция не предусмотрена положениями Конвенции о запрещении химического оружия, выходит за рамки полномочий ОЗХО в целом и Конференции в частности. Убеждены, что любые инициативы по изменению конвенционного режима должны приниматься в соответствии с порядком, предусмотренным самой Конвенцией в статье XV.

Без ущерба для обозначенной выше позиции, хотели бы высказать следующее мнение. Мы ознакомились с предложениями Технического секретариата, подготовленными во исполнение и в развитие положений упомянутого решения. Отмечаем, что высказанные нами опасения оказались не напрасными.

Свою позицию об отдельных положениях программно-бюджетного документа на 2019 год мы уже озвучивали в Исполсовете.

Предложения, подготовленные Гендиректором во исполнение пунктов 20 и 21 июньского решения, которые распространены буквально на днях, также вызывают у нас очень много вопросов. В частности, идея о том, что Технический секретариат планирует осуществлять все эти мероприятия без должного контроля со стороны руководящих органов ОЗХО. Государства-участники планируется лишь ставить в известность о шагах Технического секретариата – далекоидущих и требующих дополнительные денежные вливания.

Российская Федерация и Китайская Народная Республика подготовили и внесли проект решения «Сохранение целостности Организации по запрещению химического оружия», в котором, как нам представляется, содержится единственно возможный выход из сложившейся ситуации, когда оценки правомерности атрибуции в ОЗХО резко разнятся.

Ситуация такова, что целый ряд делегаций категорически не согласны с возможностью атрибуции в ОЗХО. Имплементация положений пунктов 10, 12, 16, 18, 19, 20 и 21 решения 4-й спецсессии, по мнению России, Китая и многих других государств-членов, может прямо затрагивать основополагающие положения Конвенции и, следовательно, подрывать доверие к деятельности Организации и ее органам.

В этой связи Россия и Китай предлагают поручить Исполнительному совету сформировать группу экспертов (включив в нее, прежде всего, юристов-международников) открытого состава по рассмотрению действий и предложений Технического секретариата во исполнение упомянутого решения. Эта группа экспертов даст свое аргументированное заключение о том, соответствует ли атрибутивная работа положениям Конвенции. Председатель группы подготовит по итогам такой работы доклад и представит его руководящим органам Организации.

Только с учетом выводов авторитетных специалистов можно вести речь о том, законно ли запускать механизм атрибуции в ОЗХО.

Благодарю за внимание.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.В.КАЛАМАНОВА

НА 23-Й КОНФЕРЕНЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ

КОНВЕНЦИИ О ЗАПРЕЩЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

 

по пункту 12: представление поправок к проекту решения «Программа и бюджет ОЗХО на 2019 год»

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемый господин Генеральный директор,

Уважаемые делегаты,

Иранская делегация представила поправки к проекту Программы и бюджета ОЗХО на 2019 г. Российская Федерация является ко-спонсором данного предложения. В дополнение к тому, что уже сказано нашими иранскими коллегами, хотели бы добавить следующее.

Техсекретариат 6 июля представил оптимальный проект Программы и бюджета ОЗХО на 2019 год, но затем скорректировал его, предусмотрев расходы на атрибуцию. В силу неоднозначности такого подхода, с которым не согласен целый ряд государств, Исполсовет ОЗХО собирался дважды, и оба раза прийти к консенсусу не удалось. В итоге было принято решение о передаче на рассмотрение Конференции несогласованного проекта программы и бюджета ОЗХО на 2019 год.

Нынешняя редакция проекта бюджета, помимо прочего, предусматривает увеличение расходов на 2,4 млн. евро на цели атрибуции. И всё это - на фоне критического недофинансирования программ технического содействия развивающимся странам по статье XI данного международного договора.

Вызывает сомнение и идея финансировать за счёт добровольных взносов в объёме порядка 1,3 млн. евро расходы предлагаемой атрибутивной группы, которые пойдут на «полевые миссии», консультации экспертов и аналитическую поддержку. Таким образом, страны-«доноры» фактически и будут определять целесообразность выезда специалистов группы на место предполагаемого инцидента с использованием химоружия, а также непосредственно влиять на порядок работы с вещественными доказательствами и их анализ. При таком подходе серьёзные вопросы могут возникнуть к объективности работы такой группы.

Как минимум, сомнительно выглядит решение Техсекретариата, не дожидаясь итогов Конференции и не имея одобренного финансирования, объявить конкурс на вакансии в группе по атрибуции. Получается, что теперь не государства-участники КЗХО, а Техсекретариат и отдельная группа стран принимают за кулисами решения, а нам предлагают лишь с ними согласиться.

Не касаясь политической составляющей данного вопроса, обращаем внимание на финансовую сторону дела. Парадокс в том, что оплачивать создание атрибутивного механизма предлагается всем без исключения государствам-участникам, в том числе и тем, которые не согласны с этим по принципиальным соображениям. В этой связи мы с иранскими коллегами и предлагаем внести соответствующие поправки в проект решения о принятии главного бюджетного документа. 

Пусть наши критики успокоятся: мы не ставим перед собой задачу «убить» бюджет Организации, парализовав тем самым выполнение конвенционных задач. Наоборот, мы пытаемся нащупать единственно возможный консенсусный вариант такого бюджета.

Предлагаем вернуться к редакции программы и бюджета ОЗХО на 2019 год от 6 июля. Эта редакция документа – самая первая – была выпущена уже после принятия упомянутого решения по атрибуции. Однако она построена на традиционном для ОЗХО принципе «нулевого номинального роста», и в ней нет никаких дополнительных взносов на атрибуцию. Предусмотрено, однако, создание спецфонда на цели кибербезопасности. У Российской стороны нет возражений против создания такого спецфонда.

Поскольку упомянутый документ «не взят с потолка», а его подготовили сами эксперты Техсекретариата ОЗХО, исходим из того, что Организация сможет продолжить свое нормальное функционирование с необходимым бюджетом в случае его одобрения.

Просили бы государства-участники поддержать это предложение.

Благодарю за внимание.

 



Архив: Новости Посольства

Участие России в 23-й Конференции государств-участников ОЗХО
Участие России в 23-й Конференции государств-участников ОЗХО