Назад

Выступление Постпреда России при ОЗХО А.В. .Шульгина на 85-й сессии Исполсовета ОЗХО (общие прения), 11 июля 2017 г.

Публикация на официальном сайте МИД России.

Уважаемый г-н Председатель,

Делегация Российской Федерации рада вновь приветствовать Вас во главе Исполнительного совета и хотела бы заверить в своей полной поддержке и готовности к конструктивному сотрудничеству с тем, чтобы эта сессия прошла максимально успешно.

Российская Федерация всецело привержена своим обязательствам по Конвенции о запрещении химоружия и последовательно продолжает уничтожение имеющихся запасов своих химарсеналов. По состоянию на 10 июля с.г. уничтожено около 39 659 тонн химоружия, что составляет 99,2% от изначально имевшихся запасов. Ликвидация остающихся объемов осуществляется в плановом режиме на последнем действующем объекте «Кизнер» в Удмуртской Республике.

Продолжаем внимательно следить за ситуацией с уничтожением химоружия в других государствах-участниках. Считаем полезными, с точки зрения ознакомления с реальным положением дел, состоявшиеся в межсессионный период визиты делегации Исполсовета на американский объект по уничтожению химоружия «Блу-Грасс», а также площадки по уничтожению химоружия, оставленного Японией на территории Китая, в Хаербалине.

Г-н Председатель,

Российская Федерация приняла к сведению доклады Гендиректора о реализации плана уничтожения оставшегося ливийского химоружия категории 2 за рубежом, а также Ливии о прогрессе, достигнутом в уничтожении запасов химоружия, оставшихся после 29 апреля 2012 года.

Хотели бы вновь привлечь внимание к до сих пор нерешённой проблеме «недостачи» 220 т прекурсоров химоружия на ливийском объекте «Рувага». Необходимо, в соответствии с поручением 83-й сессии Исполсовета Техсекретариату, скорейшим образом провести полноценную инспекцию объекта с непосредственным выездом на место и отбором необходимых проб. Ситуация с безопасностью в районе расположения объекта, по нашей информации, далеко не так критична, чтобы и далее затягивать с визитом. Полагаем целесообразным обратиться к властным структурам в Тобруке, контролирующим, насколько нам известно, прилегающую к «Руваге» территорию, за содействием в обеспечении безопасного доступа на данный объект. 

Г-н Председатель,

Отмечаем очередные доклады Гендиректора, а также документы Сирийской Арабской Республики о ликвидации сирийского военно-химического потенциала за отчетный период, свидетельствующие об очевидном прогрессе на данном направлении. С удовлетворением отмечаем факт уничтожения в июне с.г. в присутствии экспертов ОЗХО последнего авиационного ангара из числа бывших объектов по производству химоружия.

Мы также приняли к сведению и доклад Гендиректора о результатах инспектирования объектов сирийского научно-исследовательского центра в Барзе и Джамрайе (НИЦ), проведенного по решению 83-й сессии Исполсовета. Обращаем внимание, что, несмотря на известные обстоятельства, связанные с данным решением, носящим политически мотивированный характер, а также сложную ситуацию в сфере безопасности в данном районе, правительство Сирии в духе доброй воли смогло организовать посещение экспертами Техсекретариата объектов НИЦ. Результаты визита, согласно докладу, говорят сами за себя: сирийская сторона оказала необходимое сотрудничество и обеспечила инспекторам полный доступ ко всем интересующим их зданиям и помещениям; анализ отобранных там проб показал отсутствие следов «списочных» химикатов; признаков деятельности, не соответствующей обязательствам Сирии по КЗХО, обнаружено не было.

Считаем важным последовательное продолжение диалога между специалистами Техсекретариата и сирийскими экспертами под эгидой Гендиректора А.Узюмджю и первого заммининдел Сирии Ф.Микдада с целью прояснения ситуации вокруг первоначального сирийского объявления по КЗХО. Полагаем, что такой формат взаимодействия между ОЗХО и Сирией подтвердил свою эффективность. Отмечаем всестороннюю готовность, которую демонстрируют сирийцы к контактам с Техсекретариатом.

Г-н Председатель,

5 июля с.г. на внеочередном заседании Исполсовета были рассмотрены доклады о результатах расследования Миссией по установлению фактов применения химического оружия в Сирии (МУФС) двух инцидентов в н.п. Ум-Хош 16 сентября 2016 г. и Хан-Шейхун 4 апреля с.г. Российская делегация подробно представила свои оценки в отношении проведенной МУФС работы, распространила соответствующий материал, с которым все могут ознакомиться.

Г-н Председатель,

В порядке ремарки на прозвучавшие здесь обвинения по поводу того, что Россия и Сирия ставят «дымовую завесу» и передёргивают факты из доклада по Хан-Шейхуну коротко отвечу, что такие рассуждения не выдерживают никакой критики. Поясню почему.

Ставят «дымовую завесу» обычно те, кому есть что скрывать. Нам с сирийцами скрывать нечего. Напомню, что именно мы предложили срочно, еще до 21 апреля, направить экспертов ОЗХО в Хан-Шейхун и на авиабазу «Шайрат», для того чтобы разобраться в том, что действительно произошло. Нам сказали: не возводите напраслину на МУФС, у них свой алгоритм работы. Дождитесь доклада.

И вот, наконец, появился доклад, подготовленный МУФС, как и водится в дистанционном режиме с использованием более чем сомнительных данных. Доклад подводит читателя к мысли об авиационной бомбардировке. Но при этом МУФС не удосуживается разобраться, какой боеприпас был применён. Фрагменты боеприпаса, торчавшие из воронки, - мы все их видели на видеороликах – куда-то исчезли. МУФС восприняла это как данность: ну что вы хотите, не удалось получить остатки боеприпаса – вот и всё. Других внятных объяснений мы не получили. Итак, осколки боеприпаса «припрятали», а саму воронку залили цементом. Иначе, как уничтожением важнейших вещественных доказательств, это назвать трудно. Да, приличная получилась «дымовая завеса».

Что касается видеоролика с детьми, умирающими предположительно от зарина, то руководство МУФС объяснило, что эксперты его даже не анализировали, так как не считают первичным доказательством. Другими словами, что вы тут придираетесь к видеоролику, пустяки всё это. Но простите, чьи же тогда фотографии демонстрировала на заседании в Нью-Йорке постпред США Н.Хейли? Не этих же самых детей? Значит, она не считала их чепухой, не относящейся к делу? Дальше – больше. 6 апреля с.г. на официальной встрече делегации ОЗХО с сотрудниками Госдепартамента нам говорили, что президент США Д.Трамп «невероятно разозлился», увидев кадры с умирающими детьми. Говорят, что именно этот репортаж и подвиг его к принятию решения о нанесении удара по сирийской авиабазе «Шайрат».

Но раз вы утверждаете, я имею в виду наших оппонентов, что видеоролик не относится к числу действительно важных материалов по делу об инциденте в Хан-Шейхуне, то тогда получается, что президент великой державы принял критически важное решение о запуске ракет на основе лишь какой-то малозначительной информации. А если это так, то вам надо было дистанцироваться от американского решения, явившегося грубым нарушением международного права и актом агрессии против суверенного государства – Сирийской Арабской Республики.

Почему же тогда этого не случилось? Те, кто сейчас пытается нас уличить в недобросовестной критике работы МУФС, дружно, как один, выступили, хоть и с некоторыми оговорками, в поддержку американской силовой акции против Сирии, на все лады превозносили её как надёжное средство предупреждения рецидивов применения химоружия сирийской армией.

Но что же тогда вы так яростно воспротивились нашему предложению о направлении экспертов на авиабазу «Шайрат», где, по утверждению американцев, складировалось химоружие? Что-то явно «не клеится» в доводах наших западных коллег. Получаются сплошные нестыковки.

Возвращаясь к детям с расширенными зрачками. Мы ведь так и не добились вразумительного ответа, почему МУФС не отразила их в своей табличке о симптомах у людей, пострадавших в результате зариновой атаки. Подсчитано точное количество случаев диареи, рвоты и суженных до размеров булавочной головки зрачков (137 человек в общей сложности). А где же дети с расширенными зрачками? Их ведь тоже, видимо, было немало. Может быть, они не включены в таблицу потому, что они погибли не от зарина? Но если это так, то что или кто их тогда погубил? Кто ответит на эти вопросы?

Между тем, этот видеоряд был представлен как раз теми самыми «Белыми касками», материалы которых МУФС охотно брала в проработку. Спрашивается, почему одни материалы МУФС принимала без лишних слов, а другие откладывала в сторону? Может быть потому, что они не укладывались в заранее определённую схему назначения виновных за произошедшее?

Не питаем никаких иллюзий по поводу того, как наши доводы будут восприняты политически ангажированными делегациями. Насколько они самостоятельны в своих суждениях можно понять даже по их выступлениям: каждое национальное заявление представителей государств-членов Евросоюза начинается с ритуального заклинания о том, что его страна полностью равняется на выступление, зачитанное предварительно от имени ЕС. Свои пояснения мы даём в расчёте на делегации, способные смотреть на вещи незашоренным взором.

Итак, в отличие от наших коллег, поющих «осанну» профессионализму и безупречной работе МУФС, мы и дальше будем ставить те вопросы, которые посчитаем нужным. Будем настаивать на установлении полной картины произошедшего для определения не только исполнителей, но также заказчиков и вдохновителей этого гнусного преступления. А то, что это откровенная грубая провокация противников законных сирийских властей - у нас сомнения нет.

Рассчитываем, что Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию в Сирии (СМР) проведёт по-настоящему полноценное расследование, с выездом на места не только в Хан-Шейхун, но и на авиабазу «Шайрат» и будет работать профессионально и непредвзято.

При этом не нужно забывать о необходимости инспектирования авиабазы «Шайрат», откуда, по утверждению наших американских коллег, якобы взлетали самолёты с химоружием. Будем настаивать на посещении авиабазы экспертами СМР.

Г-н Председатель,

К сожалению, проблема обладания и применения химоружия негосударственными субъектами становится всё более острой. Террористические группировки имеют реальный потенциал по созданию и применению такого оружия. Его наличие у террористов подтверждается экспертами МУФС и российскими специалистами, побывавшими в местах химических инцидентов в Сирии. В инциденте с химоружием в н.п. Ум-Хош, в частности, все указывает на то, что ответственность за применение химоружия лежит на террористах.

Положительно оцениваем все более активную работу ОЗХО в сфере противодействия данным угрозам. Как показывает дискуссия в рабочей группе открытого состава по терроризму и в ее подгруппе по негосударственным субъектам, Организация в рамках своего мандата способна предпринять надлежащие меры по содействию в наращивании профильных потенциалов государств - участников Конвенции.

Считаем также важным повышать соответствующие возможности Техсекретариата, связанные, в частности, с реагированием на заслуживающую внимания информацию о фактах применения химоружия в Сирии террористическими группировками и контрабанды опасных химикатов с территории соседних государств. Насколько нам известно, такого рода сообщения регулярно поступают в адрес Техсекретариата со стороны Сирийской Арабской Республики.

Необходима дальнейшая мобилизация международных усилий для борьбы с непрекращающимися рецидивами химтерроризма в Сирии и Ираке. В этой связи подтверждается актуальность российской инициативы о разработке на Конференции по разоружению в Женеве Международной конвенции о борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Г-н Председатель,

Приветствуем набирающую обороты дискуссию о будущих приоритетах ОЗХО в рамках рабочей группы открытого состава. Считаем, что в ходе эволюционного развития Организации не должны размываться основанные на консенсусе конвенционные принципы, нарушаться выверенный баланс между правами и обязательствами государств-участников, а новые направления деятельности Организации не должны выходить за пределы ее конвенционного мандата.

Г-н Председатель,

Начинается решающий этап кампании по выборам Гендиректора Техсекретариата. Из имеющихся семи достойных кандидатов на эту должность Исполсовету совсем скоро необходимо будет сделать сложный выбор в пользу всего одного консенсусного претендента.

По ряду пунктов повестки дня нынешней сессии мы представим свои соображения отдельно, в порядке их постановки.

Благодарю Вас, г-н Председатель.

Просим распространить это выступление в качестве официального документа восемьдесят пятой сессии Исполнительного совета ОЗХО.


Архив интервью, пресс-конференций и выступлений Посла: